Непознанное — рядом

Необъяснимое. Заговоры. Молитвы. Ангелы. Злые и добрые духи. Гадания. Магия

Бесы и черти

 В христианских религиозных представлениях бесы - духи зла, антагонисты Троицы и ангелов, слуги, воины, шпионы Дьявола, "враги невидимые" рода человеческого. Само слово "бес" - общеславянское (старославянское бесъ, украинское бiс, болгарское бяс, сербо-хорватское виjес, словенское веs, чешское bus, польское bies и так далее), оно исконно родственно литовскому baisus (страшный) и, в конечном счёте, восходит своими корнями к индоевропейскому bhoi-dho-s ("вызывающий страх, ужас"). С точки зрения филологии слово "бес" - того же корня, что и слово "бояться".

 По своей значимости бесы сопоставимы со злыми духами из преданий всех народов мира. Они абсолютно злы по отношению к человеку и не могут быть партнёрами ни в каком договоре или сотрудничестве, ведущем к добру.

 Как ни странно, но с точки зрения христианства зло владеющее бесами изначально не было свойственно их природе, оно - следствие ложного выбора между добром и злом, то есть выражение свободной воли самих же бесов. Бесы и сам Дьявол - не порождение какой-то иной, неподвластной Богу "тёмной" стороны бытия, а создания Самого Господа; бес - это неверный слуга, отвергнувший истинный путь и осмелившийся отрицать власть Бога.

 Таким образом, бесы ранее были ангелами, но не сумели сохранить чистоту помыслов, возгордились, изменили Богу, отпав от Него, и стали "ангелами Сатаны, ангелами Бездны". В церковнославянском и русском народном обиходе иногда было принято называть бесов, в отличие от добрых ангелов, "тёмными ангелами".

 От своего ангельского прошлого бесы сохранили, хоть и в многократно уменьшенном виде, сверхъестественные знания и магическое могущество, поставленные ими исключительно на службу злу. Помимо власти над пространством и стихиями, они обладают способностью коварного, незаметного проникновения в ход человеческих мыслей и практически необоримой силой внушения. Однако, бесы не наделены полными знаниями о человеческой душе, поэтому человек с твёрдой, праведной волей может успешно противостоять искушениям бесов.

 Деятельность бесов как искусителей направлена на всех, без исключения, людей. С особым вниманием они относятся к монахам, аскетам, пустынникам, праведникам и другим людям, посвятившим свою жизнь служению Господу. Например, отшельники раннего периода монашества, чтобы сразиться с бесами в их собственном гнезде, намеренно избирали себе для проживания места не посещаемые людьми и пользовавшиеся недоброй славой по части излюбленности их "нечистой силой".

 Бесы невидимы и являются человеку только по собственному желанию. Облик, внешний вид, который они принимают, также зависит от их выбора. В особых случаях, чтобы добиться полного доверия, бесы могут принять образ любого светлого ангела, но видения, внушаемые ими, вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, наоборот, продолжительной судорожной весёлости.

 Чтобы обмануть человека, бесы могут принимать облик реальных, живущих или покойных друзей, родных и знакомых. Как сеятели дурных наклонностей и болезней (особенно душевных расстройств) и всякой разрушительной порчи и скверны, как разрушители дружбы и любви, бесы с особой ненавистью относятся к браку и венчанию, стараясь поселить вражду в людских душах.

 В народной среде больше распространён термин "чёрт", который родствен бесам. "Нарисован чёрт, да такой страшный: чёрный, с рогами, хвостом и копытами". Копыта его могут быть козлиными, коровьими или лошадиными - от этого нрав и зловредность дьявольского отродья не меняются. Чертей знают все славянские народы.

 Называют же их везде по-разному, тем более что поминать чёрта категорически не рекомендуется - вмиг явится! Обычно для этого используют слова-заместители, эвфемизмы: нечисть, нежить, враг, лукавый, нечистый, луканька, немытик, игрец, анчутка, хохлик, окаяшка, ненаш и так далее...В словаре В. И. Даля прозвищ чёрта около сорока.

 Живут черти в лесах, на болотах, в заброшенных домах, даже в церквях, могут вселяться и в людей ("беснование"). Основное занятие чёрта - искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе, пьянству, наркомании и прочим порокам и грехам. Искуситель нашёптывает гадостные намерения человеку в левое ухо, а ангел-хранитель наставляет на путь истинный, шепча в ухо правое. Самое же универсальное средство борьбы с чертями - святая вода, крест и крестное знамение.

 

Я буду очень благодарен, если Вы сообщите об этой статье друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

7 комментариев к записи “Бесы и черти”

  1. Эта тема во мне вызывает испуг.

  2. Как мало мы знаем о бесах!? может быть и к лучшему.! Спасибо за интересную статью

  3. По итальянски бес — это демонио а по английски — демон. Точно страшная тема. А я знаю одну присказку, которая мне всегда помогает. Если что либо потеряю в доме и не могу найти, говорю заговор несколько раз: » Черт, черт поиграй и отдай.» И сразу нахожу потерявшийся предмет.

    • Если помогает, то конечно))) Но вообще, лучше чёрта не поминать. Когда я эту статью писал, очень много ошибался, будто кто-то под руку толкал)) Пришлось даже некоторые манипуляции провести)))

  4. А мне было интересно. Если ты что-то знаешь — ты уже вооружен.

  5. Бесы — падшие ангелы…все верно написано…
    вот у нас у людей , есть внутренний мир, мы рождаемся чистыми, и при крещении очищаемся и с нами ангел хранитель, проходит время мы тратим ту чистоту, и с каждым годом, если мы не становимся на верный путь , мы все дальше и дальше от святости…
    Мы теряем то что дано было при крещении…словно как те ангелы…мы ведь сотворены подобны Богу, по воле..мы свободны…и так же ангелы были свободны…и поступили по свободе выбора….